Фильтры для усиления резкости
Очень часто на фотоснимках изображение оказывается не сфокусированным. Причины подобной размытости изображения могут быть самыми разными. Например, в момент съемки фотографируемый объект или фотограф перемещались; фотокамера была плохо сфокусирована; фотоснимок получен с помощью дешевого фотоаппарата с низкокачественными пластиковыми линзами. Одни из этих проблем исправить в Photoshop очень легко, а другие — несколько сложнее. Если фотоснимок плохо сфокусирован, это еще не повод его выбрасывать. Если изображение лишь немного размыто, Photoshop поможет создать иллюзию более резкого фокуса. Для этого используются фильтры группы Sharpen, которые, как и все остальные фильтры, рассматриваемые в этой главе, можно найти в меню Filter (Фильтр).
Фильтры Sharpen и More Sharpen
Два фильтра группы Sharpen — Sharpen (Резкость) и Sharpen More (Резкость+) - выполняют одни и те же действия с разной степенью интенсивности. Они находят на изображении участки, где цвет соседних пикселей значительно отличается (это могут быть, например, края объектов). Как только такие участки найдены, программа увеличивает контрастность между смежными пикселями, делая светлые тона более светлыми, а темные — более темными.
Не переусердствуйте с усилением резкости изображений. Для многих фильтров Photoshop справедливо правило: чем больше, тем лучше. К сожалению, оно не распространяется на фильтры группы Sharpen. С учетом того способа, который используется для усиления контраста между соседними пикселями, вы можете всего одним щелчком мыши превратить свое фотоизображение в стилизованный рисунок.
Следует отметить, что результат, создаваемый фильтром Sharpen More, может быть получен путем двойного применения фильтра Sharpen. Если полученный результат вас не устраивает, вы в любой момент можете применить фильтр повторно. Простейший способ повторного применения того же фильтра — нажатие клавиш <Ctrt+F>. При этом еще раз будет применен фильтр, который использовался последним, причем с теми же настройками (если для него предусмотрена настройка каких-то параметров).
Попробуйте применить фильтр Sharpen к какому-нибудь фотоснимку, изображение которого оказалось размытым. Исправит ли это ситуацию? Попробуйте также применить фильтр Sharpen More. Два этих фильтра позволяют улучшить вид слегка размытых фотоснимков или отсканированных изображений, однако не стоит возлагать на них слишком большие надежды. Они не смогут добавить в изображение то, чего в нем изначально нет, — фокус и хорошую контрастность. Эти фильтры позволяют исправлять только незначительные дефекты фотографий. Не забывайте, что фильтры могут применяться и к отдельным фрагментам изображения, для чего используются маски и области выделения.
Фильтр Sharpen Edges
Действительно очень полезный фильтр Sharpen Edges (Резкость по краям) не оказывает влияния на все изображение, поэтому вы не получите тех же результатов, что и при использовании фильтра Sharpen More. Однако он позволяет улучшить контрастность границ объектов изображения. Повышение резкости вдоль границ объектов позволяет немного улучшить качество фотографии.
Фильтр Unsharp Mask
Действие фильтра Unsharp Mask (Нечеткая маска) основано на использовании метода, в течение вот уже многих лет применяемого в полиграфии. Это, пожалуй, наилучший фильтр для повышения резкости изображений. Он позволяет устранять размытость как оригинальных или отсканированных изображений, так и размытость, возникающую вследствие выполнения перевыборки (изменения общего количества пикселей изображения) или вывода изображения на печать. Фильтр Unsharp Mask обнаруживает все смежные пиксели, разность яркости которых равна указанному вами значению, и увеличивает его до заданного числа. Таким образом, вы получаете реальную возможность самостоятельно регулировать резкость изображения.
Необходимую степень усиления резкости можно определить в диалоговом окне Unsharp Mask. Параметр Radius (Радиус) позволяет указать количество соседних пикселей, к которым будет применяться эффект. Предлагаю устанавливать значение этого параметра на самом низком уровне; как правило, в большинстве случаев вполне подходящим будет значение 2.0. Параметр Threshold (Порог) позволяет указать, насколько разной должна быть яркость пикселей, чтобы к ним применялся фильтр. Чем ниже значение этого параметра, тем большее количество пикселей будет подвергаться изменениям. Чем выше это значение, тем сильнее должна отличаться яркость соседних пикселей, чтобы программа приняла решение усилить их контрастность. (Конечно же, вы можете самостоятельно поэкспериментировать с различными значениями параметров, что поможет лучше разобраться в том, как работает фильтр Unsharp Mask.) He забудьте активизировать опцию Preview (Предварительный просмотр) , чтобы видеть результаты вносимых в значения параметров изменений.
Многие профессиональные пользователи Photoshop рекомендуют всегда применять фильтр Unsharpen Mask к каждому обрабатываемому изображению, независимо от того, будет оно выводиться на печать или размещаться в Internet. (Лично я не люблю говорить такие слова, как "всегда" или "никогда", потому что всегда (!) существуют какие-то исключения из правил.) Вам стоит попробовать применить фильтр Unsharpen Mask к каждому изображению, чтобы увидеть и оценить полученный эффект.
Фильтры для размывания изображений
Фильтры, относящиеся к группе Blur (Размытие) (Filter->Blur) , очень полезны в тех ситуациях, когда вам необходимо смягчить эффекты, полученные в результате использования фильтров или каких-то инструментов. Размывание помогает смягчить, например, резкие черты лица на портрете, а применение этих фильтров к выделенной области, а не ко всему изображению, позволяет отвлечь внимание от фоновой части изображения, делая ее менее заметной.
Фильтры Blur и Blur More
Существует два основных фильтра, относящихся к группе Blur, — собственно Blur (Размывание) и Blur More (Размывание+). Фильтр Blur позволяет лишь незначительно смягчить изображение, в то время как Blur More гораздо менее "щепетилен". В процессе размывания в изображение не вносятся большие изменения, однако они позволяют избавиться от шероховатости объектов и сгладить резкие края.
Фильтр Gaussian Blur
Чтобы получить необходимый эффект, вы можете применять размывающий фильтр несколько раз подряд, а можете воспользоваться фильтром Gaussian Blur (Размывание по Гауссу) (Filter->Blur->Gaussian Blur) , который обеспечивает больший контроль над получаемым результатом. При работе этот фильтр использует математическую формулу (уравнение распределения Гаусса, или колоколообразной кривой) для вычисления точной величины перехода для каждой пары пикселей. В результате цветовые значения обрабатываемых пикселей усредняются, а не сдвигаются к одному из краев цветового спектра, благодаря чему само изображение не становится ни более темным, ни более светлым.
Диалоговое окно Gaussian Blur, позволяет точно установить степень размывания путем определения значения параметра Radius, изменяемого в диапазоне от 0,1 до 250. Вы также можете использовать этот параметр для сглаживания краев объекта или для размывания темных областей, достигая тем самым эффекта глубокой тени. Даже при небольших значениях параметра получается весьма впечатляющий эффект, поэтому не рекомендуется присваивать параметру Radius (Радиус) значение больше 5.
Фильтр Gaussian Blur может очень пригодиться в процессе ретуширования фотоснимков, особенно когда необходимо сделать менее заметными какие-то отдельные фрагменты изображения. Воспользовавшись инструментом Blur со значением параметра Pressure, равным 75%, можно быстро сделать более плавным переход между размытыми и неразмытыми фрагментами изображения.
Фильтр Radial Blur
Осторожное применение фильтра Radial Blur (Радиальное размывание) может дать весьма интересные результаты. Этот фильтр предлагает два возможных метода размывания — Spin (Вращение) и Zoom (Увеличение). Первый метод позволяет получить изображение, как будто закрученное вокруг своего центра. Второй метод создает иллюзию того, что изображение рассматривается сквозь увеличительное стекло.
Диалоговое окно Radial Blur. В этом окне можно указать степень размывания (опция Amount, значение которой изменяется в диапазоне от 1 до 100) и качество преобразования (Draft (Черновое), Good (Хорошее) и Best (Наилучшее)). Значение параметра Amount указывает, на какое расстояние будут перемещены пиксели для создания эффекта размывания. В области Blur Center (Центр размывания) демонстрируется характер и степень вносимых изменений, причем картинка обновляется каждый раз при выборе нового значения для опции Amount. Эту же область можно использовать и для определения центральной точки, относительно которой будет
выполняться размывание изображения.
Переключатели раздела Quality (Качество) позволяют определить точность вычислений; вы можете выбрать один из трех вариантов: Draft (Черновое), Good (Хорошее) или Best (Наилучшее). Разница между двумя последними параметрами весьма незначительна. Наибольшее различие состоит не в качестве получаемого изображения, а в том, как много времени потребуется Photoshop для проведения всех необходимых расчетов. На пересчет значении пикселей при выбранном переключателе Best потребуется очень много времени, особенно в том случае, если изображение сложное, а компьютер достаточно стар.
Фильтр Smart Blur
Наверное, фильтр Smart Blur (Интеллектуальное размывание) (Filter->Blur->Smart Blur) самый полезный из всей группы Blur, особенно при редактировании изображений и восстановлении фотоснимков. Этот фильтр позволяет размывать все изображение или только его выделенную часть, оставляя при этом нетронутыми границы объектов. Фильтр Smart Blur вычисляет разницу между областями цвета для определения границ, оставляет найденные границы без изменений, размывая при этом все остальные фрагменты изображения. Этот фильтр оказывается просто незаменимым, если вам необходимо на десяток лет омолодить лицо женщины, очистить кожу подростка или убрать текстуру ткани, оставив нетронутыми складки одежды.
Диалоговое окно Smart Blur. Для определения степени размывания используйте параметры Radius и Threshold; параметр Quality позволяет определить, каким образом осуществляются пересчет изображения.
В окне Smart Blur вы можете выбрать один их трех режимов.
1) При использовании режима Normal эффекты, полученные в результате применения фильтра, отображаются в окне предварительного просмотра.
2)В режиме Edge Only выделяются контуры изображения, которые будут учитываться в процессе применения фильтра Smart Blur.
3) В режиме Edge Overlay контуры обозначаются в виде белых линий, располагаемых поверх изображения.
Режимы Edge Only и Edge Overlay помогут подобрать оптимальное значение для параметра Threshold. Перед тем как щелкнуть на кнопке ОК для того, чтобы внесенные изменения вступили в силу, перейдите к режиму Normal.
Фильтр Motion Blur
Когда за машиной, котом или персонажем комикса нарисованы линии, мы интуитивно понимаем, что эти объекты движутся. Данные линии представляют собой размывание вследствие движения, что является распространенной ошибкой при фотографировании, когда при съемке движущегося объекта применяется слишком большая выдержка. В результате изображение объекта по сравнению с фоновой частью фотоснимка становится размытым, поскольку он успел переместиться на некоторое расстояние за те доли секунды, в течение которых затвор фотокамеры был открыт.
На заре фотографии размывание вследствие движения было одной из основных проблем, в основном из-за того, что скорость срабатывания затвора и чувствительность фотопленки были низкими. Сегодня же данный эффект редкость, за исключением тех случаев, когда фотограф пытается запечатлеть объект с помощью пленки с низкой чувствительностью или использует небольшую диафрагму и малую скорость затвора. Однако, если вы хотите специально добиться эффекта размывания вследствие движения, Photoshop предоставляет необходимые для этого инструменты.
Фильтр Motion Blur (Размывание вследствие движении) (Filter->Blur->Motion Blur) позволяет зрительно "добавить движение" к неподвижным объектам с помощью направленного размывания их изображения на заранее установленное расстояние.
В диалоговом окне Motion Blur можно определить параметры направления и величины размывания, которые позволят имитировать необходимые скорость и направление движения объекта. Параметр Distance (Расстояние) определяет величину размывания, применяемого к объекту, т.е. показывает, насколько быстро "движется" объект. При выборе угла определяется направление размывания. Для того чтобы установить необходимое значение, перетащите ползунок Angle или введите точное значение в поле данной опции. Однако основная тонкость заключается в правильном определении области, к которой должен быть применен фильтр. Чтобы получить требующийся эффект движения, необходимо размыть пространство, где объект теоретически находился, и пространство, куда он был теоретически перемещен.
Фильтр Motion Blur можно применять не ко всем изображениям. Ведь размывание, вызванное перемещением объекта относительно фотокамеры, — эффект, которого мы чаще всего хотим избежать, а не добавить. Однако, если требуется получить какие-то специальные эффекты, этот фильтр оказывается достаточно полезным инструментом.
Фильтр Lens Blur
С помощью данного фильтра можно попытаться имитировать "реальный" феномен, при котором блики объектива приобретают форму диафрагмы фотокамеры. В зависимости от количества пластин, образующих затвор фотокамеры, форма настоящих бликов может быть либо пяти-либо шестисторонней. В Photoshop ваши возможности несколько расширены, и вы можете выбирать количество сторон в пределах от трех до восьми. Создаваемый этим фильтром эффект можно применять ко всему изображению, к выделенной области либо к отдельному слою.
Регулирование интенсивности вносимых изменений
Фильтры очень полезны, однако иногда вносимые с их помощью изменения оказываются чрезмерными. Многие фильтры, например Motion Blur, позволяют определять степень интенсивности вносимых изменений. Вы можете настраивать параметры этих фильтров таким образом, чтобы эффект от их применения был именно таким, как вам нужно. Некоторые фильтры, например Blur и Sharpen, не предлагают никаких диалоговых окон и не позволяют регулировать интенсивность вносимых изменений. Да, средства Photoshop иногда не позволяют моментально получить нужный результат, однако у вас всегда есть возможность для маневра.
Вы можете применить какой-нибудь фильтр, а затем воспользоваться командой Filter->Fade (Фильтр->Ослабить), чтобы снизить интенсивность уже внесенных изменений. Диалоговое окно Fade также используется и для выбора режима наложения для создаваемого фильтром эффекта. Более того, это же диалоговое окно позволяет "ослабить" результаты любого последнего выполненного вами действия. Вы нарисовали что-то кистью, но цвета получились слишком насыщенными? Уменьшите интенсивность данного действия на 50%. Это гораздо быстрее, чем рисовать заново другим цветом. Вы перестарались с настройкой цветов изображения? «Ослабьте» эти изменения. Поэкспериментируйте с командой Fade. Она позволит вам сэкономить массу времени и усилий.
Резюме
Благодаря своим фильтрам программа Photoshop стала практически незаменимой для всех, кто занимается обработкой фотоизображений. В этой главе вы познакомились с фильтрами, которые позволяют восстанавливать старые фотографии или плохо отсканированные изображения. Фильтры группы Sharpen позволяют усиливать четкость размытых изображений, увеличивая контрастность смежных пикселей. Наиболее полезен фильтр Unsharpen Mask, который позволяет точно определить параметры изменения контрастности.
Фильтры группы Blur особенно эффективны в тех случаях, когда требуется "отодвинуть" на задний план какие-нибудь второстепенные фрагменты изображения или просто смягчить края объектов. Фильтр Motion Blur позволяет создавать эффект движения для изначально неподвижных объектов и различные интересные эффекты для надписей.
Фильтр Fade применяется с другими фильтрами или инструментами Photoshop для снижения интенсивности внесенных изменений на заданное число процентов.
Художественные фильтры
Эти фильтры придают изображению немного "абстрактности". Как много? Все зависит от используемого фильтра, а еще больше от выбранных вами значений его параметров. Многие художественные фильтры позволяют определить размер кисти, степень детализации и текстуру. От размера кисти зависит толщина линии. Степень детализация определяет, насколько должны отличаться значения пикселей, чтобы фильтр "заметил" их и внес соответствующие изменения. Текстуры (не путайте с фильтром Texturizer) позволяют немного "смазывать" изображение в отдельных произвольных участках.
Окна многих фильтров Photoshop снабжены областью предварительного просмотра, в которой вы сможете оценивать результаты изменения значений параметров фильтра, прежде чем одобрять их применение. Чтобы в области предварительного просмотра можно было перемешаться к разным фрагментам изображения, щелкните на нем. Курсор примет форму руки, позволяя перетаскивать изображение так, чтобы увидеть результаты применения фильтра к различным его частям. Если вы измените значения параметров и не увидите никаких изменений в области предварительного просмотра, но в нижней части окна отобразится полоса, обозначающая степень завершенности процесса, значит, в это время программа выполняет необходимые вычисления. Щелкните на кнопке со знаком "плюс" или со знаком "минус", чтобы увидеть увеличенное или уменьшенное изображение в области предварительного просмотра.
В Photoshop CS появилась новая возможность — так называемая галерея фильтров. Это часть диалогового окна фильтра, где представлены результаты применения различных фильтров к отдельному стандартному фотоснимку. Чтобы просмотреть все образцы, воспользуйтесь полосой прокрутки. Если же вы хотите видеть в диалоговом окне только увеличенную область предварительного просмотра, а галерея фильтров в данный момент вам не нужна, щелкните на расположенной вверху справа от галереи кнопке со стрелкой.
Фильтр Colored Pencil
Примененный к фотографии фильтр Colored Pencil (Цветной карандаш) позволяет создать эффект штриховки. Этот фильтр сохраняет основную часть цветов исходного изображения, хотя все большие и "однородные" области отображаются "бумажным" цветом, который представлен любым оттенком серого в диапазоне от белого до черного цвета. Диалоговое окно этого фильтра позволяет указать толщину "карандаша" и силу "нажима". Параметр Paper Brightness (Яркость бумаги) может изменяться в диапазоне от 1 до 50.
При использовании тонкого карандаша (малое значение параметра Pencil Width) на рисунке создается большее количество линий. Увеличивая силу нажима, вы сохраните большее количество деталей исходного изображения.
Фильтр Cutout
Пожалуй, фильтр Cutout (Аппликация) мне нравится больше других. Он позволяет превратить изображение в нечто, похожее на аппликацию или рисунок на ткани. Это достигается благодаря усреднению всех цветов и теней, в изображении их остается ограниченное количество. Используемые градации цветов и теней зависят от параметра Number of Levels (Число уровней) , изменяемого в диапазоне от 2 до 8. В окне фильтра вы также сможете определить "мягкость" краев (изменяя значение параметра Edge Fidelity в диапазоне от 1 до 3 и их "упрощенность" (изменяя значение параметра Edge Simplicity в диапазоне от 1 до 10).
Очень важно поэкспериментировать с различными значениями параметров при применении фильтра к каждой новой фотографии. Те значения, которые хороши для одних фотоснимков, могут оказаться совершенно непригодными для других. С той или иной комбинацией параметров фильтр Cutout может быть с успехом применен практически к любому фотоизображению.
Фильтр Dry Brush
Рисованием сухой кистью на языке художников-акварелистов называется стиль, когда кисть используется для растирания густой краски по холсту.
Фильтр Film Grain
Одна из причин, по которой многие профессиональные фотографы предпочитают переходить к качественным цифровым камерам с высоким разрешением, состоит в том, что цифровая технология позволяет избавиться от недостатков, связанных с зернистостью пленки. Зернистость пленки — неизбежный результат ее обработки целым рядом химикатов. При увеличении снимка вы явно увидите зернистость, т.е. наличие на изображении отдельных мелких крупиц. Если зернистость умеренная, изображение может приобрести интересную текстуру.
Обычно фильтр Film Grain, специально создающий такой эффект, лучше применять к выделенным областям, а не к целому изображению.
Фильтр Fresco
Фресками называют роспись, сделанную на мокрых, только что покрытых штука туркой стенах. Фильтр Photoshop Fresco (Фреска), примененный к обычному изображению, позволяет имитировать фрески, нарисованные такими мастерами, как Боттичелли или Микеланджело. Это очень интересный фильтр и потенциально чрезвычайно полезный. Вам следует очень осторожно его использовать, так как фильтр Fresco может сделать изображение слишком темным.
Фильтр Neon Glow
О происхождении названия фильтра Neon Glow (Неоновое свечение) можно только догадываться; никаких эффектов, напоминающих свечение неоновых огней, не получается. Фильтр Neon Glow превращает изображение в одноцветный негатив и добавляет белый цвет по краям объектов. Цвет и ширину "свечения" можно определить в диалоговом окне фильтра. Выбрав очень светлый или серый цвет, вы получите интересный эффект, напоминающий акварель.
Фильтр Paint Daub
Фильтр Paint Daub (Живопись мазками) добавляет к изображению текстуру в виде волнистых или прямых пятен. Вы можете выбирать разные кисти, а также определять их размер и жесткость. Поэкспериментируйте с различными значениями параметров; одни из них подходят намного лучше, чем другие.
Фильтры Palette Knife и Plastic Wrap
Когда художник использует специальную лопатку для нанесения красок, называемую мастихином, достигается интересный эффект, при котором изображение состоит из довольно больших однородно окрашенных мазков, причем по краям этих мазков цвета смешиваются и дают новые оттенки. Конечно же, фильтр Palette Knife (Мастихин) таких результатов не дает. Вместо этого он разбивает изображение на небольшие блоки одного цвета, группируя подобные пиксели и усредняя их цвета. Получаемый результат, на мой взгляд, не представляет собой ничего интересного. Однако вам он может понравиться. Попробуйте использовать фильтр Palette Knife. Если полученный результат вам не понравится, его всегда можно отменить.
Еще один фильтр, который я использую крайне редко, — Plastic Wrap (Пластиковая упаковка). Этот фильтр размещает серую пленку надо всем изображением, после чего добавляет "отблески" по краям больших объектов. Он задумывался как фильтр, покрывающий изображение подобием пластиковой пленки, но вместо этого заливает его "жидкой резиной". Получаемый эффект может быть просто ужасным. Правда, некоторые мои друзья достаточно успешно применяют этот фильтр к небольшим областям изображения или используют его в комбинациях с другими фильтрами.
Фильтр Poster Edges
Этот фильтр относится к числу тех, которые действительно заслуживают внимания. Фильтр Poster Edges (Плакат) находит все края в изображении, основываясь на контрастности пикселей, и выделяет их, окружая темными линиями. Совершенно не подходит для фотографий с большими однородными областями, такими, как небо или стены больших зданий. После его применения такие области могут превратиться в темные или светлые пятна. Поэтому, обрабатывая подобные снимки, применяйте фильтр Poster Edges к небольшим областям, а не ко всему изображению. Например, если заснят какой-нибудь ландшафт, этот фильтр лучше применить ко всему, что находится на земле, а небо оставить нетронутым.
Фильтр Rough Pastels
Прежде чем использовать такой замечательный фильтр, как Rough Pastels (Эскизная пастель), придется разобраться с достаточно сложным диалоговым окном, позволяющим определять текстуру, длину мазков и степень детализации. Выберите текстуру из предлагаемого списка или импортируйте ее из других источников. (Вы можете создавать текстуры самостоятельно и сохранять их как документ Photoshop; затем их можно открыть и применить, выбрав либо в упомянутом диалоговом окне, либо в диалоговом
окне фильтра Texturizer.)
Наиболее приемлемые результаты применения параметров Stroke Length и Stroke Detail будут получены, если выбрать их средние или минимальные значения; однако придется поэкспериментировать, чтобы определить, какие значения параметров оптимальны для вашего изображения.
Фильтр Smudge Stick
Этот фильтр очень забавен. При обработке светлых областей фильтр Smudge Stick (Пятна) накладывает на них очень "легкие", почти незаметные текстуры, в результате чего достигаются довольно интересные эффекты. Темные области и линии этот фильтр "размазывает", делая линии более толстыми, а края — размытыми.
Фильтр Sponge
Вы когда-нибудь пробовали рисовать губкой? Этот прием используется в детских художественных школах. Губку макают в краску и затем оставляют ею отпечатки на бумаге. Результаты могут быть весьма впечатляющими, особенно в том случае, если вы не будете использовать краску, а перейдете непосредственно к фильтру Photoshop Sponge (Губка). Применяемый к большим однородным областям, этот фильтр позволяет сымитировать применение грубой губки. В областях, содержащих мелкие детали, используется "губка" меньшего размера. В диалоговом окне Sponge вы можете определить значения таких параметров, как Brush Size (Размер кисти), Definition (Четкость) и Smoothness (Сглаженность).
Результат будет гораздо лучше, если применять этот фильтр к отдельным областям, а не к целому изображению.
Фильтр Underpainting
Этот фильтр обесцвечивает, немного "скрывает" и размывает все элементы изображения, к которым он применяется. Фильтр Underpainting необходимо использовать не отдельно, а в сочетании с другими фильтрами.
Фильтр Watercolor
К сожалению, применение фильтра Watercolor не всегда оправданно. Если вам нравится эффект, получаемый в результате применения фильтра Sponge, но вы считаете, что при этом изображение слишком искажается, попробуйте применить фильтр Watercolor. Он позволит получить те же "нагромождения" пикселей, но меньшего размера. Оба фильтра — и Sponge и Watercolor — имеют тенденцию к затемнению изображения, поэтому перед их применением изображение желательно сделать более светлым.
Мазки кистью
Я не понимаю, почему фильтры группы Brush Strokes не отнесены к художественным фильтрам. Ведь художники используют кисти, не так ли? Однако создатели Photoshop выделили эти восемь фильтров в отдельную группу. Зачем они это сделали? Непонятно.
Фильтр Accented Edges
Применение фильтра Accented Edges (Подчеркнутые края) позволяет увеличить контрастность границ объектов. В диалоговом окне фильтра можно определить ширину границ (параметр Edge Width) , их яркость (параметр Edge Brightness) и сглаженность (параметр Smoothness). Если значение параметра Edge Brightness меньше числа 25, границы становятся более темными, а если это значение лежит в диапазоне от 26 до 50 — более светлыми.
Фильтры Angled Strokes и Crosshatch
Эти фильтры создают эффект штриховки, подобный тому, который получается в результате применения фильтра Colored Pencil, но изображение при этом становится несколько темнее. Фильтр Angled Strokes (Угловые мазки) позволяет получить более мягкий эффект, чем фильтр Crosshatch (Штриховка).
Фильтр Dark Strokes
К большинству изображений фильтр Dark Strokes (Темные мазки) можно применить только в том случае, если параметру Black Intensity (Интенсивность черного) присвоить значение, равное нулю, а параметру White Intensity (Интенсивность белого) — равное 10. Значения этих параметров устанавливаются в диалоговом окне фильтра. В противном случае вы получите совершенно черное изображение. Даже при обработке светлых изображений следует установить низкие значения для черного цвета и высокие — для белого.
Фильтр Ink Outlines
Этот фильтр добавляет сначала белую, а затем черную линию вокруг каждой обнаруженной границы. В диалоговом окне фильтра Ink Outlines (Обводка контуров чернилами) можно определить длину мазка (опция Stroke Length) и интенсивность вносимых изменений (опция Intensity).
Примененный к фотоснимку пейзажа, фильтр Ink Outlines придает ему вид старинной гравюры на дереве или чеканки на металле. Если же вы примените его к портрету, то получите целый букет нежелательных эффектов.
Фильтр Spatter
Мне действительно нравятся эффекты, получаемые с помощью фильтра Spatter (Брызги). Этот фильтр потенциально очень удачен, однако в некоторых случаях лучше применить его к отдельной выделенной области, нежели ко всему изображению.
Фильтр Sprayed Strokes
Этот фильтр позволяет получить те же эффекты, что и фильтр Spatter, но в несколько облегченной форме. Интересной особенностью фильтра Sprayed Strokes (Распылитель) является возможность управлять направлением распыления штрихов.
Фильтр Sumi-e
Sumi-e — это японский стиль рисования, однако результат применения фильтра Photoshop Sumi-e больше напоминает работу разъяренного борца сумо, чем настоящего - мастера кисти. Этот фильтр, независимо от выбранных значений параметров, превращает изображение практически в черное пятно, поэтому применяйте его исключительно к очень светлым изображениям.
Фильтры для создания эскизов
Программа Photoshop содержит 14 различных фильтров, объединенных в группу Sketch (Эскиз). Некоторые из них, например Bas Relief, обычно используются со значениями параметров, заданными по умолчанию, поскольку вносят крайне незначительные изменения. Другие, например Conte Crayon или Chalk and Charcoal, изменяют рисунок весьма существенно.
Фильтр Bas Relief
Этот фильтр использует основной и фоновый цвета программы для превращения исходного изображения в нечто, напоминающее барельеф. Если вы аккуратно подберете цвета, результат может напоминать медную фольгу, "кованый" металл или изображение, выбитое на камне.
Фильтр Chalk and Charcoal
При работе с фильтром Chalk and Charcoal (Мел и уголь) , который сокращает число используемых в изображении оттенков до трех, желательно в качестве фонового цвета программы выбрать светлый оттенок, а в качестве основного — темный. Третий цвет, нейтральный серый оттенок, задается по умолчанию, поэтому вам нужно выбрать только два других цвета, которые будут с ним взаимодействовать. Фильтр Chalk and Charcoal может дать действительно очень хорошие результаты.
Фильтр Charcoal
Обеспечивая практически тот же результат, что и Chalk and Charcoal, фильтр Charcoal (Уголь) использует только основной и фоновый цвета программы. Результат применения этого фильтра из-за использования всего двух цветов очень сложно контролировать. Экспериментируйте до тех пор, пока не получите приемлемый результат. Перед применением фильтра желательно увеличить контрастность изображения, особенно если это поможет выделить некоторые отдельные детали.
Фильтр Chrome
Фильтр Chrome (Хромирование) очень напоминает фильтр Plastic Wrap, описанный выше. Однако он более удачен. Как вы потом увидите, эффект применения фильтра не совсем похож на превращение изображения в хромированный монолит. Это, скорее, напоминает поверхность некоей емкости, заполненной ртутью. При использовании фильтра вся информация о цветах исчезает. Кроме того, как вы можете видеть, само изображение заметно искажается. Вообще говоря, этот фильтр может оказаться наиболее полезным, если его применять к надписям.
Фильтр Conte Crayon
Я действительно люблю этот фильтр, так как он дает хорошие результаты независимо от того, к какому изображению применяется. Фильтр Conte Crayon (Пастель) работает точно так же, как и описанный выше фильтр Chalk and Charcoal, однако от позволяет добавлять к фону текстуры, предоставляя для этого диалоговое окно, напоминающее диалоговое окно фильтра Rough Pastels.
Фильтры Graphic Pen и Halftone Pattern
Применение фильтров Graphic Pen (Графическое перо) и Halftone Pattern (Полутоновая текстура) делает практически одни и те же результаты. Оба фильтра используют основной и фоновый цвета программы. Фильтр Graphic Pen покрывает изображение легкими линиями, a Halftone Pattern — сливающимися точками. Вряд ли их можно считать сколько-нибудь полезными. Если Graphic Pen в каких-то случаях еще может пригодиться, то Halftone Pattern просто превращает изображение в газетную фотографию плохого качества.
Фильтры Note Paper и Plaster
Я никогда не понимал названия фильтра Note Paper (Бумага для заметок) . Ему больше подходит название Stucco (Штукатурка) . Фильтр Note Paper использует основной и фоновый цвета программы, а также черный цвет для создания теней. Интересно, причем здесь бумага для заметок? Фильтр Plaster дает практически те же результаты, но более сглаженные, а не зернистые, обеспечивая подобие мокрой, текучей, только что нанесенной штукатурки.
Фильтры Photocopy, Reticulation, Stamp и Torn Edges
Эти четыре фильтра можно объединить в одну группу. Все они, как и большинство фильтров из рассматриваемого набора, преобразуют изображение в его же двухцветную копию. Фильтр Stamp (Штамп) приводит к потере большинства деталей, так как имитирует использование резинового штампа, делая это не очень успешно. Фильтр Photocopy (Фотокопия) сохраняет большую часть деталей, создавая несколько замысловатое изображение. Действие фильтра Reticulation (Сетчатый узор) подобно действию фильтра Stamp, однако при этом к изображению добавляется зернистость, что создает эффект штампа на грубой оберточной бумаге. Фильтр Torn Edges (Рваные края) привносит те же эффекты, что и фильтр Stamp, но делает края объектов более грубыми.
Фильтр Water Paper
Последний фильтр из группы Sketch несколько необычен. Мне также не совсем понятно, почему он так называется Water paper — мокрая бумага) . В отличие от большинства фильтров группы Sketch, фильтр Water Paper (Мокрая бумага) сохраняет цвета исходного изображения, добавляя к фону вертикальные штрихи и смягчая отображение того, что он идентифицирует как объект изображения.
Резюме
Ни один из описанных в этой главе фильтров не сможет исправить плохую фотографию. Однако эти фильтры, если их правильно применять, могут превратить обычный или даже неудачный фотоснимок в неординарное произведение искусства.
Опытному пользователю программы фильтры Photoshop «позволяют сэкономить массу времени. Потратьте немного усилий на освоение работы с фильтрами, и вы откроете для себя множество потенциальных возможностей.
Искажающие и прочие интересные фильтры
Все фильтры, описанные ранее, в той или иной степени полезны. Они позволяют откорректировать размытую фотографию или приглушить слишком броский фон. Некоторые из чих помогают превратить обычный фотоснимок в произведение искусства, выполненное в одном из классических стилей. В этой главе вы познакомитесь с фильтрами, которые чаще всего используются ради шутки. Эти фильтры позволяют исказить изображение, стилизовать его или наложить на него геометрический узор. Большинство из них используются для добавления спецэффектов. Эти фильтры не
предназначены для каждодневного применения, но, возможно, какой-то из них сможет вам пригодиться.
Успех применения этих фильтров зависит от подбора оптимальной комбинации их параметров для каждого конкретного изображения, открытого в Photoshop. Когда вы сталкиваетесь с фильтром, использующим только основной и фоновый цвета программы, попробуйте выбрать в качестве этих цветов различные оттенки. Попробуйте также поменять местами основной и фоновый цвета. Сделать это совсем несложно: просто щелкнете на двунаправленной стрелке рядом с образцами цветов на панели инструментов.
Фильтры группы Distort
Благодаря фильтрам группы Distort (Искажение) можно показывать изображение как бы через различные виды стекла, искажать его, закручивая по спиршти. и вносить еще более серьезные изменения - Вы хотите, чтобы обработанное изображение растекалось по странице, таяло или "уносилось ветром"? Есть фильтры, которые создадут для вас такие эффекты.
Фильтр Diffuse Glow
Не все фильтры группы Distort действительно искажают изображение. Фильтр Diffuse Glow (Рассеянный свет) добавляет к светлым частям изображения легкую дымку, цвет которой совпадает с фоновым цветом программы. В результате получается эффект свечения, растворяющего изображение. Трудно сказать, почему этот фильтр относится к группе Distort, но в любом случае он очень хорош.
Для фильтра Diffuse Glow можно изменять значения следующих параметров: Graininess (Зернистость), Glow Amount (Степень свечения) и Clear Amount (Степень прозрачности). Попытайтесь найти подходящую комбинацию значений двух последних параметров. Чтобы получить "мягкое" свечение, рекомендую задать низкое значение зернистости. Чем больше значение параметра Graininess, тем больше будет зернистость. Это может пригодиться, если вы хотите, чтобы изображение получилось "в крапинку".
Фильтр Displace
Одним из фильтров Photoshop, требующих выбора карты смещения, применение которой подобно добавлению текстуры к изображению, является Displace (Смещение). Коллекцию карт смещения можно найти в папке Plug-Ins. В диалоговом окне фильтра можно определить степень смещения по вертикали и горизонтами, выражаемую в пропентах. Большие значения приводят к более значительному сдвигу и к более выразительному эффекту. Определив степень смещения, выберите карту смещения.
Эффект, получаемый в результате применения фильтра, зависит от того, какую карту смешения вы выберете. Вам придется самостоятельно опробовать различные карты смещения, так как их названия не всегда понятны и дня них не предусмотрено окно предварительного просмотра.
Карты смещения — это изображения или текстуры, сохраняемые в формате Photoshop, которые используются как часть математической формулы в процессе вычисления нового положения для каждого пикселя исходного изображения. Таким образом, вы можете использовать любое изображение, сохраненное в формате Photoshop, в качестве карты смещения. Для этого просто выберите его вместо одного из предоставляемых по умолчанию файлов.
Фильтры Glass и Ocean Ripple
Эти фильтры рассматриваются вместе, так как результаты их применения к изображению подобны. Оба фильтра создают смещения, придающие изображению такой вид, будто оно отображается через стекло или слой воды.
Фильтр Glass (Стекло) включает в себя большее количество параметров. Вы можете определить тип текстуры: Frosty (Изморозь), Tiny Lens (Крошечные линзы) или Canvas (Холст), а также создать свою собственную. Для этого необходимо вы брать команду Load Texture (Загрузить текстуру) из раскрывающегося меню в нижней части диалогового окна.
Ползунок Smoothness (Сглаженность) позволяет регулировать "текучесть" изображения. Придав параметру Distortion (Искажение) низкое значение, а параметру Smoothness — высокое, вы сможете получить едва заметный эффект. Чтобы получить сильное искажение, примените обратное соотношение параметров. Ползунок Scaling (Масштаб) позволяет изменять масштаб искажений в диапазоне от 50 до 200%. Опция Invert (Инвертировать), расположенная в нижней части диалогового окна, заменяет светлые части текстуры темными и наоборот.
Фильтр Ocean Ripple (Океанская рябь) очень напоминает фильтр Glass. В результате применения этого фильтра изображение преобразуется так, как будто оно находится под водой. Применять фильтр Ocean Ripple несколько проще, так как в его диалоговом окне представлено всего два параметра.
Фильтры Pinch, Spherize и ZigZag
Фильтры Pinch (Дисторсия), Spherize (Сферизация) и ZigZag (Зигзаг) рассматриваются вместе не потому, что создают похожие эффекты, а потому, что обладают сходными диалоговыми окнами. Обратите внимание на сетку в нижней части диалогового окна и попробуйте изменить положение ползунка Amount. Эта сетка (а также область предварительного просмотра) даст общее представление об изменениях, которые будут добавлены к изображению.
Фильтр Spherize довольно сложен в освоении, но стоит того, чтобы иметь его в своем арсенале. В некоторых случаях применение этого фильтра может оказаться весьма удачным решением, однако не переусердствуйте с его использованием. Если вам не понравится полученный результат, попробуйте применить фильтр Liquify. Он создает подобный эффект "вздутия". Также попробуйте присвоить параметру Amount отрицательное значение, в результате чего изображение окажется не "выпуклым", а "вогнутым". Если вас все равно не устраивает полученный результат, попробуйте применить фильтр Pinch или ZigZag.
Фильтр Shear
Как правило, по названию фильтра можно определить, что он делает с изображением. Однако совершенно иначе обстоит дело с фильтром Shear (Сдвиг). В действительности, он деформирует изображение в горизонтальном направлении, искажая при этом вертикальные пропорции. Перетащите линию в диалоговом окне. В области предварительного просмотра оцените результат применения фильтра. Щелкая на кривой, вы сможете добавлять к ней новые контрольные точки, которые позволят менять ее форму.
Фильтр Twirl
С помощью фильтра Twirl (Скручивание) можно "закручивать" изображение. Величину поворота можно определить с помощью ползунка в диалоговом окне фильтра. Это просто потрясающий фильтр для создания спецэффектов.
Фильтры группы Pixelate
Когда я говорю о "пикселизации", то подразумеваю причудливые изменения изображения. Пикселизация превращает изображение в набор пятнышек или пятен. При этом пиксели одного цвета объединяются и образуют более крупные объекты, кото рые могут быть просто квадратными (в форме пикселей), круглыми или вообще принимать любую произвольную форму. Подобные эффекты возникают при печати изображений с очень низким разрешением: получаются объекты со ступенчатыми границами, как будто собранные из пластмассовых кубиков детского конструктора. Однако, если вы возьмете на себя управление этим процессом, полученный результат может быть довольно интересным. Photoshop содержит набор фильтров пикселизации, позволяющих получать различные эффекты, основываясь на группировании подобных пикселей. Лучше всего такие эффекты применять к простым объектам с хорошей контрастностью, наподобие фотографии цветка.
Фильтр Crystallize
БОЛЬШИНСТВО фильтров группы Pixelate дают наилучшие результаты при низких значениях параметра [/\b]Cell Size (Размер ячейки)[/b]. В противном случае кристаллы, многогранники и подобные объекты становятся настолько большими, что изображение перестает быть узнаваемым.
Фильтры Pointillism и Mosaic
Известный французский художник Жорж Сера основал новое направление в живописи, которое теперь обозначается термином пуантилизм. Картины, написанные в этом стиле, состоят из множества небольших мазков или точек, причем, если рассматривать их с большого расстояния, они образуют оригинальную композицию, а находясь рядом, можно увидеть не менее оригинальный абстрактный узор. Очень хотелось бы, чтобы фильтр Pointillism (Пуантилизм) создавал шедевры, достойные кисти Жоржа Сера, но, к сожалению, никакая техника не сможет повторить работу настоящего художника.
Что касается фильтра Pointillism, то, в отличие от большинства других фильтров, при его использовании малые значения параметров работают хуже, чем большие.
Фильтр Mosaic (Мозаика) позволяет заменить маленькие пиксели их увеличенными копиями. Результат напоминает способ сокрытия лиц персонажей в передачах, посвященных расследованиям преступлений.
Фильтры группы Stylize
Семейство фильтров Stylize предлагает целый ряд интересных эффектов. Вы можете применять эти фильтры как завершающие штрихи при обработке изображений. В настоящем разделе рассмотрены наиболее интересные из них, среди которых такие
фильтры, как Find Edges, Glowing Edges и Wind.
Фильтры Find Edges, Glowing Edges и Trace Contour
Все эти фильтры вносят похожие изменения, однако результаты применения фильтров Find Edges и Glowing Edges, в отличие от фильтра Trace Contour, более заметны. Фильтр Find Edges (Поиск границ) удаляет большую часть цветов изображения, но вместо этого добавляет линии вдоль границ всех найденных объектов. Цвет линий зависит от цвета исходного объекта и изменяется от желтого для самых светлых участков изображения до пурпурного для самых темных. Новое изображение больше напоминает рисунок, сделанный карандашами. Наилучшие результаты получаются при обработке фотоснимков с большим количеством деталей, которые могут быть выделены фильтром.
К сожалению, чувствительность фильтра Find Edges изменить нельзя. Это означает, что вам придется самостоятельно подготовить изображение, прежде чем применять к нему этот фильтр. Начните с применения фильтра Despeckle (он расположен в подменю Noise), который уменьшает "пестроту" изображения с тем, чтобы Photoshop не пыталась выделить каждую второстепенную точку или царапину, расположенную на заднем фоне. Если вы не хотите, чтобы новое изображение содержало фоновую часть, выделите и удалите ее либо выделите сам объект и скопируйте его на новый слой. Чтобы ослабить действие фильтра, можно воспользоваться командой Edit->Fade. Если использовать эту команду совместно с разными режимами наложения, то можно добиться некоторых неожиданных эффектов.
Фильтр Glowing Edges (Свечение границ) более привлекателен, так как создает интересные эффекты и позволяет управлять воздействием на изображение для получения наилучшего результата. Фильтр Glowing Edges превращает все найденные границы в яркие цветные линии, отображаемые на черном фоне. Эффект напоминает сияние неоновых огней. При использовании этого фильтра вы сможете регулировать интенсивность свечения линий и их толщину. Особенно хорошо этот фильтр работает с изображениями, в которых имеется множество четко различимых границ между объектами. Чем больше программа сможет найти таких границ для вашего изображения, тем эффектнее будет картина, полученная в результате применения фильтра.
Фильтр Trace Contour (Обводка контуров), как и ряд перечисленных выше фильтров, дает наилучшие результаты при многократном применении. Ползунок диалогового окна Trace Contour[b] позволяет определить уровень, при котором различие в яркости соседних пикселей интерпретируется программой как линия контура. Перетаскивая ползунок, вы подбираете порог (который может изменяться в диапазоне от [b]0 до 255), определяющий условия преобразования. Поэкспериментируйте, чтобы найти подходящее значение данного параметра для вашего изображения. Параметры Lower и Upper определяют, должны ли значения разности яркости пикселей быть ниже или выше указанного порога.
Фильтр Wind
Благодаря фильтру Wind (Ветер) изображение размывается в заданном направлении, что создает впечатление, будто оно "сдувается" ветром. Вы можете изменять направление и силу "ветра", воспользовавшись диалоговым окном. Это просто замечательный фильтр для создания эффекта движения, который становится особенно удобным при работе с надписями. Его лучше применять к выделенным областям, а не ко всему изображению.
Один из редакторов американского издания настоящей книги сказал, что очень любит использовать фильтр Wind для создания эффекта рисования по металлу, добавляя "шум" к основному цвету металла, а затем "подогревая" его путем применения фильтра Wind в двух направлениях, что дает великолепный результат. Спасибо, Джон, за дельный совет.
Фильтр Emboss
Честно говоря, фильтр Emboss (Чеканка) стоит применять далеко не ко всем изображениям. Он превращает изображение в чеканку, правда, несколько иначе, чем фильтр Bas Relief. В процессе применения фильтра Emboss изображение преобразуется в оттенки серого. В Photoshop есть также эффект Emboss, применяемый к слоям, который является более гибким, но в то же время и более сложным инструментом. Фильтр Emboss имеет только три параметра: Shadow Angle (Угол наклона тени), Height (Высота) и Amount (Количество).
Имея подходящий фотоснимок с помощью фильтра Emboss можно создать неплохой логотип или нечто подобное. В любом случае способность фильтра Emboss придавать изображениям более рельефный вид очень часто оказывается полезной. При работе с данным снимком я пришел к выводу, что угол, под которым применяется фильтр, играет важную роль.
Фильтр Texturizer
Текстуру можно добавить практически к любой фотографии. Фильтр Texturizer (Текстуризатор) (Filter->Texture->Texturizer) позволяет накладывать на изображение текстуру в виде мешковины, кирпичной стены или оберточной бумаги, придавая финальному рисунку такой вид, будто он выполнен на текстурированной бумаге. Текстура, имитирующая рисунок на холсте, лучше выглядит при минимальных значениях масштаба.
Фильтры Rough Pastels и Film Grain
Фильтр Rough Pastels (Пастель) превращает фотографию в картину, написанную грубыми мазками. Фильтр Rough Pastels снабжен возможностью добавления текстуры, полученный результат похож на применение сразу двух фильтров.
Резюме
Эта глава была посвящена наиболее странным и непредсказуемым фильтрам Photoshop, относящимся к группам Distort, Pixelate и Stylize. Их нельзя применять ко всем изображениям подряд, однако порой они приводят к весьма интересным, необычным
и привлекательным эффектам. Эти фильтры можно также просто и эффектно применять к надписям.
Не бойтесь повторно применять один и тот же фильтр. Очень часто применение фильтра во второй раз (а также применение еще одного фильтра) превращает изображение в нечто выдающееся. Если что-то пойдет не так, вы всегда сможете воспользоваться командой Undo.